ОБЩЕЕ
Главная
Новости сайта

ТЕМЫ
Управленческий учет
Бизнес-план
Банковский инструментарий
Оборотный капитал

ПРОЧЕЕ
Полезные ссылки
Полезные программки
Обратная связь



















Бизнес-план


        В наши дни Бизнес-план стал неотъемлемой частью взаимоотношений "Банк-Клиент". Существует множество примеров и рекомендаций по составлению Бизнес-планов. Министерством Экономики РБ утверждены рекомендации по разработке Бизнес-планjd инвестиционных проектов (приказ от 31 марта 1999 № 25), но они рекомендованы для инвестиционных проектов. А если предприятие испытывает потребность в финансировании Оборотного капитала или всего вместе (Оборотного и Внеоборотного), приходится сочинять, придумывать, пробовать.Поэтому-то все прммеры и рекомендации носят рекомендательный характер (извините за туфтологию). Так что Бизнес-план - продукт творческого труда и составить такой документ может человек знающий предприяите "изнутри" как технолог, инженер, экономист и маркетолог в одном лице.
        Предложенная структура Бизнес-плана не претендует на авторитетное лидерство, это еще одно мнение (с определенной долей субъективности, т.к. автор данного материала составил не один десяток Бизнес-планов в свое время). Предложенная структура по мнению автора поможет составит лаконичный и содержательный Бизнес-план небольшого объема (около 10 листов) в короткое время. Говоря 10 листов, имеется ввиду с нормальными полями (не по 3 см.) и нормальным шрифтом (12 или 13 с обячным межстрочным интервалом).

Примерная структура Бизнес-плана


    Содержание
         1. О предприятии
         2. Описание продукции
         3. Описание рынка
         4. Стратегия развития
         5. Маркетинговый план
         6. Производственный план
         7. Финансовый план
         8. Анализ проекта
             Приложения
        

1. О предприятии
        Цель раздела – познакомить с предприятием. В этом разделе следует указать полное название, дату регистрации, месторасположение, основные виды деятельности в настоящее время, с какого времени предприятие занимается этими видами деятельности.
        Расскажите об основных элементах вашего бизнеса: офисные, торговые и/или производственные помещения, арендуются или являются собственностью; торговое и/или технологическое оборудование, арендуется или является собственностью; имеет ли предприятие собственные автотранспорт и в каком количестве, хватает ли его для нужд предприятия.
        Если ваше предприятие крупное и его социальная значимость очевидна, укажите в чем заключается эта социальная значимость.
        Опишите достижения и неудачи за последние 2-3 года. Например, открыли новый магазин, получили несколько новых заказов на производство, освоили новую продукцию и т.п.
        Характеристику финансово-хозяйственной деятельности можно привести в следующей таблице:

 

Показатель

Ед. изм.

Годы

1998

1999

2000

 1

Среднесписочная численность

Чел.

     

 2

Максимальные производственные мощности

. . .

     

 3

Использование мощностей

%

     

 4

Объем производства в продажных ценах

млн. руб.

     

 4

Объем производства в натуральном выражении

шт.

     

 5

Объем реализации в продажных ценах

млн. руб.

     

 5.1.

в т.ч. в руб.

млн. руб.

     

 5.2.

в т.ч. в СКВ

млн. руб.

     

 5.3.

в т.ч. бартер и зачеты

млн. руб.

     

 6.

Себестоимость реализованной продукции

млн. руб.

     

 7.

Балансовая прибыль

млн. руб.

     

 8.

Коэффициент текущей ликвидности

 

     

 9.

Собственный оборотный капитал

млн. руб.

     

        Данные, приведенные в таблице можно кратко описать. Если какие-то показатели характеризуют предприятие не с лучшей стороны, анализ данной таблицы нужно привести обязательно.
        Отметьте организационную структуру предприятия. Если ваше предприятие производственное и/или большое (например численность больше 100 человек), покажите организационную структуру управления в виде таблицы. Такого же подхода следует придерживаться, если ваше производство является наукоемким или торговля осуществляется огромным ассортиментом товара и/или по многим регионам. Ключевые должности или отделы можно описать дополнительно. Например, указать опыт работы инженеров, технологов, их квалификацию и т.д. Организационная структура, если Вы знакомы с менеджментом, может быть функциональной, линейной, штабной, проектной. Чаще всего она оказывается функциональной. На крупных заводах – штабной и еще реже проектной.
        Данный раздел может составлять минимум 1-2 страницы (вместе с таблицей) а может занят и 3-5 страниц. Данные по организационной структуре иногда приводятся в отдельном разделе "Организация управления"


2. Описание продукции
        Расскажите о перечне выпускаемой продукции или укажите группы товаров, которыми Вы торгуете. Если ассортиментный перечень слишком велик, можно говорить о группах/видах товара. Укажите, является ли Ваша продукция взаимозаменяемой или взаимодополняющей и с какими товарами.
        Расскажите о назначении продукции, её технических характеристиках. Сравните эти характеристики с продукцией других производителей (желательно – конкурентов).
        Приведите данные о наличии сертификатов соответствия, качества, патентов, лицензий и о других документах, связанных с выпускаемой/продаваемой продукцией.
        Приложите внешний вид вашей продукции или схематическое изображение.
        Раздел может составить 1-2 листа. Максимальное значение зависит от самой продукции и ее ассортимента, а также, от цели Бизнес-плана. Может случится так, что Вам достаточно привести "поверхностную" характеристику по группам товаров, а может Вам придется, при этом, подробно описывать несколько видов продукции.


3. Описание рынка
        Этот раздел – самый важный.
        Начните с общего описания рынка и структуры потребителей. Опишите факторы, влияющие на спрос (сезонность, мода, цена, качество, взаимозаменяемость, наличие сырья и т.д.). Если потребителями являются предприятия, то какие, где расположены географически. Если это физические лица – какой возрастной группы, в каких регионах. Есть ли основные потребители и сколько их. Если возможно, укажите их долю в общем потреблении. Укажите востребованность продукции. Насколько спрос на эту продукцию обеспечивается предложением.
        Расскажите о конкурентах. Сколько их, где расположены, какую продукцию выпускают и по каким ценам, сравните эти показатели с Вашими. Если есть основные конкуренты, укажите их достоинства и если возможно – долю рынка. сырья (товара).
        Отметьте роль государства на этом рынке. Ограничивается ли это участие лицензированием и/или предоставление заказов, либо государственные предприятия являются участниками этого рынка. Имеют ли они какие либо льготы.
        Определите Ваше предприятие на описанном рынке. Насколько стабильно его положение (цена, качество, регионы).
        Можно отметить общие тенденции рынка в будущем.
        Раздел может составить, минимум, 1-2 листа. Максимальное значение зависит от рынка, от возможности собрать статистические данные и от цели Бизнес-плана.


4. Стратегия развития
        Этот раздел является ключевым в Бизнес-плане, он является переходным, т.к. базируется на уже представленных разделах и служит основой для последующих расчетов.
        Опираясь на приведенные данные о структуре существующего производства и структуре рынка следует сформулировать стратегическую цель предприятия на ближайшее время. Это могут быть увеличение объема продаж/производства, расширение рынков сбыта вообще, или направленное на конкретный регион. Это может быть стратегия направленная на сохранение и укрепление достигнутых позиций или создание нового производства или строительство нового цеха для повышения качества.
        Стратегическая цель должна быть четко сформулирована и базироваться на конкретных тезисах.
        Обязательно затроньте вопрос реализации стратегической цели, что можно выделит в подраздел или создать самостоятельный раздел "Организационный план". Его содержание заключается в разделении на этапы всего процесса достижения цели. Необходимость такого представления объясняется тем, что использование ресурсов (трудовых, материальных, денежных) может оказаться различным. Например, приобретение некоего технологического оборудования может занять несколько месяцев (сделать заказ на изготовление, провести авансовый платеж, организовать поставку, монтаж и запуск, выход на проектную мощность). На каждом из этих этапов требуются различные ресурсы – сначала денежные, затем трудовые (если монтаж осуществляется собственными силами).
        Организационный план можно подытожить в виде таблицы или сетевого графика с обязательным указанием сроков реализации каждого этапа и необходимых ресурсов.
        В этой же таблице можно отметить собственное участие в проекте (трудовые ресурсы, денежные, собственные комплектующие или другое) и определить долю внешнего финансирования. Тут же можно указать о форме внешнего финансирования – инвестиционный кредит, лизинг, краткосрочный кредит в форме возобновляемой кредитной линии или др.
        Данный раздел может составлять, также, 1-2 листа.


5. Маркетинговый план
        Расскажите о способах продвижения вашего товара на рынок. Каике элементы ФОСТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта) используются на вашем предприятии и какие будут применяться на этапе реализации проекта.
        Укажите, какие условия оплаты применяются и будут применяться на предприятии (предоплата, по факту, авансы), в каких объемах и по каким товарам.
        На основании статистических данных (существующий объем выручки, структура спроса, объемы продаж за последние несколько лет) спрогнозируйте будущий объем продаж по видам/группам товаров с шагом 1 месяц. Опишите ценовые характеристики продукции, которые будут применяться и их влияние на спрос.
        Результатом маркетингового плана может служить итоговая таблица "Объем продаж и выручка предприятия".
        Данный раздел может занять 1 лист, а таблицу удобно сделать в виде приложения.


6. Производственный план
        Данный раздел будет состоять как минимум из 3 подразделов. Во-первых, необходимо рассказать о техпроцессе (можно даже на 0,5 страницы), что бы было общее представление; во-вторых – материально-техническое обеспечение и в-третьих – себестоимость продукции.
        Материально-техническое обеспечение.
        Расскажите об основных компонентах используемых в производстве Вашей продукции. Это можно сделать в виде – основное сырье, вспомогательное сырье и материалы и т.д. для каждого вида продукции, а можно - в разрезе конкретных компонентов. В любом случае в этом разделе должен быть конкретный перечень сырья и материалов (на основании конкретных рецептур или других технологических данных) на все или некоторые виды товаров/групп товаров с указанием цен и норм расхода. Не забудьте про технологические плановые потери.
        Приведите данные о поставщиках продукции. Кто они, сколько их вообще, насколько доступно необходимое сырье и материалы.
        Себестоимость продукции.
        Данный раздел должен описать существующую структуру затрат (общую и/или по элементам) и прогнозную (общую и/или по элементам). Форма представления – субъективная. Можно представить укрупненный расчет: производственные расходы, общепроизводственные, общехозяйственные; можно более детальный, развернув эти разделы в конкретные элементы затрат. Можно показать себестоимость целиком или разбивать её по видам/группам продукции.
        Конечно, чем детальнее представлен расчет, чем проще спрогнозировать себестоимость, тем с меньшей погрешностью можно относиться к приведенным цифрам.
        При любом виде представления структуры себестоимости, результатом данного раздела должны быть несколько таблиц и/или графиков: Итоговая себестоимость на вес этапе реализации проекта с шагом 1 месяц, структура себестоимости выпускаемой продукции в настоящее время в сравнении с планируемой, если предполагается выпуск новой продукции, то ее себестоимость должна быт приведена обязательно.
        Опишите будущую себестоимость, на основании сделанного расчета. Уменьшится она или увеличится, по каким видам продукции и почему.
        Данный раздел формирует, как минимум, 1 таблицу, которую можно сделать в виде приложения.


7. Финансовый план
        Для финансового плана потребуются данные из раздела "Маркетинговый план" и "Производственный план". Кроме того разделы "Финансовый план" и "Производственный план" тесно связаны между собой, т.к. в себестоимость продукции входят расходы, связанные с внешнем финансированием (% по краткосрочным кредитам, если таковые имеются, погашение лизинга и т.д.).         Финансовый план следует начинать с описания параметров, применяемых для расчета:
                Горизонт расчета, мес.
                Шаг расчета, мес
                Основная валюта расчета, (как правило - млн. руб.)
                Вторая валюта расчета, (как правило тыс.USD)
                Курс на начало проекта, млн. руб. за 1 USD
                Инфляция основной валюты, %
                Рост курса, % в месяц
                Ставка дисконтирования, %
                Ставки налогов
                        НДС, %
                         Акциз,
                         Налоги с выручки, %
                         Экологический, %
                         Чрезвычайный, %
                         Налоги от ФОТ, %
                         Налог на прибыль, %
                         Транспортный сбор, %
        В "маркетинговом плане" Вы уже рассчитали объем производства и выручки, а в "себестоимости производственного плана" рассчитаны издержки. Этих данных достаточно для расчета прибыли предприятия. Полученная прибыль должна, кроме того, расшифровываться: использование на погашение % и основного долга по долгосрочному (инвестиционному) кредиту; прибыль в распоряжении предприятия. Такой расчет сделайте с шагом 1 месяц.
        Далее рассчитайте ЧПН (чистый поток наличности). Необходимость такого расчета объясняется следующим: рассчитанные данные выручки не всегда совпадают с поступлением денежных средств, т.к. часть продукции может продаваться с отсрочкой оплаты. Это снижает приток денежных средств и увеличивает дебиторскую задолженность. С другой стороны, производство остается постоянным, а это означает постоянные расходы денежных средств на оплату труда, приобретение сырья и т.д. Кроме того, многие расходы (например, реклама, оплата лицензий и др.) относятся на себестоимость частями, тогда как расход денежных средств происходит единовременно и в полном объеме. Такая ситуация приводит к существенной разнице между притоком и оттоком денежных средств.
        Расчет ЧПН целесообразно делать в табличной форме в следующем виде:

    1. операционные потоки – приток средств от продажи товара и отток средств (оплата сырья, ФОТ, налоги, % по краткосрочным кредитам и другие издержки, которые предполагают выплату c расчетного счета.). Покажите итог операционных потоков.
    2. Финансовые потоки состоят из двух строчек – приток краткосрочных кредитов и отток краткосрочных кредитов. При этом, проценты за пользование этим кредитом будут увеличивать себестоимость (т.е. несколько изменяться данные предыдущей таблицы). Если в некий период операционные потоки получились отрицательными, то надо увеличивать значение строки "Приток" (что означает привлечение кредита).
    3. Инвестиционные потоки – уплата % по инвестиционному кредиту и погашение самого инвестиционногокредита.
        Когда Вы закончите с прибылью и ЧПН, рассчитайте потребность в Оборотном капитала или спрогнозируйте будущий баланс. Перед составлением таких таблиц можете воспользоваться материалом, представленным в разделе Оборотный капитал. Прогноз баланса можно сделат с шагом 3 месяца (этого вполне достаточно), а прогноз Оборотного капитала лучше сделать с шагом 1 месяц.
        Т.о., результатом этого раздела будут, как минимум 3 таблицы: "Расчет прибыли", "Расчет ЧПН", "Расчет баланса" или "Расчет Оборотного капитала".
        По данным таблицы "Расчет ЧПН" проведите расчет основных показателей проекта:
 

Показатель

Ед. изм.

Значение

 1

Окупаемость проекта, PP

мес

 

 2

Внутреняя норма доходности, IRR

%

 

 3

Чистый приведенный доход, NPV

млн. руб.

 

        Срок окупаемости равен количеству месяцев, за которые накопленный поток наличности равен сумме инвестиционного кредита и процентам по нему. Если ЧПН будете брать не дисконтированный – то окупаемость динамическая, если дисконтированный – то статическая.
        Чистый приведенный доход можно рассчитать в Excel функцией НПЗ().
        Внутреннюю норму доходности можно рассчитать в Excel функцией ВНДОХ(). Этот показатель показывает ту ставку дисконтирования, при которой NVP=0
        Таблицы "Расчет прибыли" и "Расчет ЧПН" удобно сделать в виде приложения.


8. Анализ проекта
        Данный раздел предназначен для оценки прочности проекта к различным неблагоприятным факторам.
        Можно начинать с описания рисков, классификация которых может быть следующая:
                Технологические риски
                Производственные риски
                Организационные риски
                Маркетинговые риски
        Также, можно провести S.W.O.T. анализ проекта.
        Кроме того, очень наглядным будет анализ основных показателей проекта при действии неблагоприятных факторов:
 

Показатель

Значение IRR

Значение NPV

 1

Снижение объема продаж на 10%

 

 

 2

Повышение цен на энергоносители на 15%

 

 

 3

и т.д.

 

 

        Закончить этот раздел целесообразно выводами о привлекательности проекта для инвесторов, об окупаемости проекта, о значимости проекта и т.д.


   Приложения
        Здесь, думаю, объяснять ничего ни надо.


P.S.
Если появились вопросы, пишите сюда: alex.pavl@tut.by


Используются технологии uCoz